Тема 2. Процессуальные документы на стадии возбуждения уголовного дела и стадии предварительного расследования (лекция)
1.
Поводы к
возбуждению уголовного дела.
4)
постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган
предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Заявление о преступлении - наиболее
распространённый повод к возбуждению уголовного дела. В соответствии со ст. 141
УПК заявление о преступлении может быть устным или письменным. Письменное
заявление о преступлении должно быть подписано заявителем. Анонимные заявления
о преступлении не могут служить поводами к возбуждению уголовных дел (ч. 7 ст.
141 УПК). Такие заявления не регистрируются, а подлежат уничтожению.
Каких-либо дополнительных требований по содержанию и
структуре письменного заявления действующий уголовно-процессуальный закон не
устанавливает. Неполнота сообщаемых в заявлении данных не может служить
основанием для отказа в его принятии, по общему правилу недостающие сведения
могут быть получены средствами их последующей проверки. Более того,
уголовно-процессуальный закон предусматривает возможность обжалования прокурору
или в суд отказа в приёме сообщения о преступлении (ч. 5 ст. 144). Это условие
служит важной гарантией прав граждан на защиту от преступных посягательств.
Заявление о явке с
повинной
- добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Заявление о явке с
повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное
заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном частью
третьей статьи 141 УПК РФ.
Сообщение
о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников,
помимо явки с повинной и заявления о преступлении, принимается лицом,
получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.
Постановление прокурора о
направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования
для решения вопроса об уголовном преследовании выступает в качестве повода для
возбуждения уголовного дела в случаях выявления прокурором деяний, содержащих
признаки преступления, в ходе работы с обращениями, заявлениями, жалобами
граждан, проведения прокурорских проверок исполнения законов, соблюдения прав и
свобод человека и гражданина, в других направлениях прокурорско-надзорной
деятельности. Значение данного повода заключается, во-первых, в придании
постановлению прокурора общего значения самостоятельного повода для возбуждения
уголовного дела, во-вторых, в придании ему по отдельным вопросам особого
значения, выделяющего его среди других поводов.
Это
постановление порождает уголовно-процессуальные отношения, с момента его
появления начинается уголовно-процессуальная деятельность по разрешению вопроса
о возбуждении уголовного дела, с этого же момента исчисляются сроки принятия
решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.
Особое
значение постановления прокурора в качестве повода дня возбуждения уголовного
дела выражается в дополнительных гарантиях обоснованности принятия решения при
отказе в возбуждении уголовного дела по этому поводу. В соответствии с ч. 1.1
ст. 148 УПК РФ решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с
мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих
материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном
преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного
законодательства, вынесенное на основании п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, может быть
принято только с согласия руководителя следственного органа. Следовательно,
если по иным поводам при отсутствии основания для возбуждения уголовного дела
руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель
выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела самостоятельно,
то по данному поводу следователю требуется согласие руководителя следственного
органа.
2.
Оформление явки с
повинной и устного заявления о преступлении.
Согласно
п. 2 ч. 1 ст. 140 УПК РФ явка с повинной признается поводом для возбуждения
уголовного дела. Явка с повинной представляет собой добровольное, обращенное к
дознавателю, следователю, прокурору, заявление лица о совершенном им уголовно наказуемом
деянии (ст. 142 УПК РФ). Оно может быть сделано как в письменном, так и в
устном виде.
С
повинной может явиться лишь физическое лицо. В случае поступления в
компетентный орган устного заявления о явке с повинной, устанавливается
личность явившегося и составляется протокол явки с повинной. Личность
явившегося с повинной (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения,
гражданство, место жительства, работы или учебы) устанавливается и в случае его
обращения с письменным заявлением. Протокол явки с повинной составляется также
тогда, когда устное заявление о явке с повинной сделано при производстве
следственного действия или в ходе судебного разбирательства.
Протокол
явки с повинной - это уголовно - процессуальный документ, в котором фиксируется
устное заявление о явке с повинной (содержащаяся в заявлении информация).
В
протоколе явки с повинной должно отражаться:
1)
должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы лица,
составившего протокол;
2)
ссылка на статью УПК РФ, в соответствии с которой протокол составлен;
3)
время (день, час, минуты) и орган, которому поступило заявление о явке с
повинной;
4)
анкетные данные явившегося с повинной: фамилия, имя, отчество, дата и
место рождения, гражданство, место жительства, работы или учебы;
5)
номер и серия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность
явившегося с повинной, кем и когда предъявленный явившимся с повинной документ
был выдан;
6)
подробное изложение события, о котором он сообщает: когда, где, что
явившимся с повинной сделано и каковы, по его мнению, наступившие последствия.
По
общему правилу лицо, явившееся с повинной, не предупреждается о предусмотренной
ст. 306 УК РФ уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Так должны
обстоять дела тогда, когда явившийся с повинной рассказывает о своих действиях
или бездействии. Если же в заявлении о явке с повинной лицо сообщает о
действиях (бездействии) соучастников или иных лиц, без которых невозможно
описать событие совершенного им самим преступления, явившийся с повинной должен
быть предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос о
совершении преступления другими (не им лично) людьми. Если явившийся с повинной
в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол
явки с повинной, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в
присутствии законного представителя, представителя или понятых, которые
подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его
подписания лицом, явившимся с повинной. Последним ставит свою подпись в конце
протокола явки с повинной лицо, составившее протокол.
3.
Обнаружение
признаков преступления работниками правоохранительных органов.
Рапорт
как повод к возбуждению уголовного дела - это официальное письменное сообщение
должностного лица правоохранительного органа об обнаружении им признаков
преступления (ст.143 УПК).
Рапорт
как повод к возбуждению уголовного дела возникает тогда, когда нет ни
заявления, ни явки с повинной, а признаки преступления все же попали в поле
зрения правоохранительных органов, которые обязаны выявить преступление и
изобличать виновных. Поэтому рапорт является универсальным поводом для
возбуждения уголовного дела, оформляющим сообщения из так называемых иных
источников (п.3 ч.1 ст.140).
Рапорт
об обнаружении признаков преступления составляют сотрудники правоохранительных
органов, в том числе сотрудники оперативно-розыскных подразделений, иных
органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры. Рапорт адресуется
начальнику следственного отдела или органа дознания.
В
рапорте указывается:
1.
на
чье имя подается,
2.
источник
информации о преступлении,
3.
обстоятельства
совершенного деяния,
4.
кем
получено сообщение о преступлении,
5.
подпись
подающего рапорт,
6.
дата
подачи рапорта.
Рапорт
без указания конкретного источника информации о преступлении не является
допустимым доказательством (ч.1 ст.75). Вместе с тем, если точные сведения об
источнике составляют государственную тайну, то в рапорте они приводиться не
могут. Например, если о преступлении стало известно от лиц, сотрудничающих или
сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими
разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, то
при отсутствии их письменного соглашения в рапорте сведения о таких лицах не
указываются (п.4 ст.5 Закона РФ "О государственной тайне" от
21.07.93г.; ч.1 ст.12 Федерального закона "Об оперативно-розыскной
деятельности" от 12.08.95г.). Когда источник оперативно-розыскной
информации в силу этой причины не назван, рапорт может рассматриваться как
повод к возбуждению уголовного дела (п.3 ч.1 ст.140), но не может быть
доказательством.
Для
того чтобы рапорт был поводом к возбуждению уголовного дела, необходимо, чтобы
первоначальное сообщение, полученное составившим рапорт лицом, не имело
признаков заявления о преступлении или явки с повинной. Такой рапорт об
обнаружении признаков преступления может быть основан на первоначальных
сообщениях, полученных:
- от лиц, оказывающих содействие
оперативно-розыскным органам на конфиденциальной основе;
- от иных подразделений самих
правоохранительных органов: паспортных служб - об утрате паспортов при
обстоятельствах, вызывающих подозрение об их хищении; работников
дорожно-патрульной службы - о дорожно-транспортном происшествии и др.;
- из материалов, специально не
направлявшихся в правоохранительные органы, но пришедших другим путем. Это
может быть массовая информация: статьи, заметки, письма граждан, опубликованные
в печати; информация, распространенная по телевидению, радио, в Интернете и др.
При
обнаружении признаков преступления рапорт может быть составлен и направлен в
соответствующий орган расследования немедленно. С момента подачи рапорта
начинает исчисляться срок предварительной проверки сообщения о преступлениях
(ч.1 ст.144).
4. Сроки проверки
сообщения о преступлении
и их продление.
Обоснование необходимости
продления срока проверки.
Основные правила
исчисления, соблюдения, продления
и восстановления процессуальных
сроков в уголовном судопроизводстве закреплены в ст.ст. 128, 130 УПК РФ.
Рассмотрение сообщения о
преступлении производится в
порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ. По общему правилу согласно ч. 1
ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель
следственного органа обязаны
принять, проверить сообщение о
любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции,
установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня
поступления указанного сообщения. Таким
образом, срок проверки
сообщения о преступлении
в уголовном процессе – это установленное законом время
для совершения процессуальных действий и принятия процессуальных решений,
предусмотренных УПК РФ, с целью проверки поступившего сообщения на наличие или
отсутствие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Согласно
ч. 2 ст. 128 УПК РФ срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних
суток, т.е. в полночь (24 часа 00 минут)
последних суток.
Лишь
«при исчислении срока месяцами
не принимаются во внимание тот
час и те
сутки, которыми начинается течение срока, за исключением случаев,
предусмотренных УПК РФ», – определяет ч. 1 ст. 128 УПК РФ.
Согласно
ч. 2 ст. 128 УПК РФ в случае, если день, на который выпадает окончание срока
рассмотрения сообщения о преступлении
является нерабочим, то окончание
срока, т.е. последним днем
срока, считается первый
следующий за нерабочим рабочий
день. Исключение составляет лишь
исчисление сроков при домашнем
аресте, задержании, содержании
под стражей и
нахождении в медицинском или
психиатрическом стационаре.
Согласно
ч. 3 ст. 144 УПК РФ трехсуточный срок рассмотрения сообщения о
преступлении может быть
продлен до 10 суток. Такое
продление следует
рассматривать как исключительное средство,
поэтому при принятии
решения о продлении срока
предварительной проверки руководитель следственного органа, начальник органа
дознания должны тщательным образом проанализировать доводы следователя,
дознавателя, органа дознания о невозможности принять решение в более короткие
сроки.
Продление производится
по письменному мотивированному ходатайству следователя, дознавателя или органа
дознания соответственно
руководителем следственного органа(вышестоящим для них начальником следственного
органа) или начальником органа дознания. При этом использованные 3 суток
включаются в продленный срок.
В УПК РФ
не предусмотрен также срок,
в течение которого руководитель
следственного органа, начальник
органа дознания и
прокурор разрешают ходатайство следователя,
дознавателя о продлении срока рассмотрения сообщения о преступлении.
Представляется, в данном случае должен применяться общий срок разрешения
ходатайств – непосредственно после его заявления (ст. 121 УПК РФ).
Максимальный
срок для проведения проверочных действий по сообщению о преступлении составляет
30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ). Продление срока от 10 до 30 суток
в настоящее время может иметь
место как при необходимости производства документальных проверок
и ревизий, так и при необходимости производства судебных
экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения
оперативно-розыскных мероприятий.
При
этом использованные 10 суток включаются в продленный срок, который истекает в
24 часа последних суток. Продление до 30 суток производится по письменному
ходатайству следователя руководителем
следственного органа или по ходатайству дознавателя прокурором с обязательным
указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для
такого продления. Генеральный прокурор Российской Федерации требует продлевать
срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток по ходатайству дознавателя
только при наличии оснований, предусмотренных ч. 3
ст. 144 УПК
РФ, с обязательным
выяснением конкретных, фактических обстоятельств, послуживших
основанием для продления сроков проверки (п. 1.7 Приказа от 5 сентября 2011 г.
No 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов
при приеме, регистрации
и разрешении сообщений
о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»)
Дальнейшее продление
сроков, отведенных на
проверку сообщения о преступлении, не допускается.
5. Решения,
принимаемые по итогам проверки. Оформление возбуждения уголовного дела и
отказа в возбуждении
уголовного дела. Изложение
оснований для принятия решения.
В ч. 1 ст.
145 УПК РФ говорится, что по результатам рассмотрения сообщения о преступлении
орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа
принимает одно из следующих решений:
1) о
возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146;
2) об отказе
в возбуждении уголовного дела;
3) о
передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151, а по
уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20.
Последнее
решение не является завершающим для данного этапа процесса; оно принимается
тогда, когда орган, к которому поступило заявление или сообщение, не
компетентен возбудить или отказать в возбуждении уголовного дела. В случае
поступления заявления о преступлении, которое неподследственно (ст. 151 УПК)
соответствующим участникам уголовного судопроизводства, обладающим правом
возбуждать уголовное дело, заявление передается должностным лицам, которые
имеют право на возбуждение либо на отказ от возбуждения уголовного дела, а
заявление по делам частного обвинения - мировому судье. Однако при вынесении
такого решения орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель
следственного органа обязаны принять меры по сохранению следов преступления (ч.
3 ст. 145 УПК).
О
возбуждении уголовного дела орган дознания, дознаватель, руководитель
следственного органа, следователь в пределах своей компетенции принимают
соответствующее решение, о чем выносится постановление, которое состоит из трех
частей: вводной, описательной (описательно-мотивировочной) и резолютивной. Во
вводной части указывается дата, время и место вынесения постановления, кем оно
вынесено. В описательной (описательно-мотивировочной) части излагаются повод и
основание для возбуждения дела. В резолютивной части содержится решение о
возбуждении уголовного дела, а также указывается пункт, часть, статья УК, на
основании которых возбуждается уголовное дело.
Если
расследовать преступление будет, то же лицо, которое приняло решение о
возбуждении уголовного дела, выносится единое постановление о возбуждении
уголовного дела и принятии его к производству. В остальных случаях в
резолютивной части постановления нужно сделать отметку о том, что уголовное
дело направляется прокурору для определения подследственности (ч. 3 ст. 146
УПК).
Копия
постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о
возбуждении уголовного дела в соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК должна
незамедлительно направляться прокурору. К постановлению прилагаются материалы
проверки сообщения о преступлении, а в случаях производства отдельных
следственных действий по закреплению преступления и установлению лица, его
совершившего (как уже отмечалось, такими действиями могут быть осмотр места
происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), -
соответствующие протоколы и постановления.
В случае
если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным
или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения
материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить
постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное
постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу,
возбудившему уголовное дело. О решении прокурора руководитель следственного
органа, следователь или дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а
также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.
Согласно ст.
148 УПК руководитель следственного органа, следователь, или орган дознания или
дознаватель выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела при
отсутствии основания для его возбуждения
В
соответствии с ч. 2 ст. 148 УПК при вынесении постановления об отказе в
возбуждении уголовного дела руководитель следственного органа, следователь,
орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за
заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное
сообщение о преступлении. Если о совершении преступления было сообщено
средством массовой информации, но это сообщение при проверке не подтвердилось,
сведения об отказе в возбуждении уголовного дела подлежат обязательному
опубликованию (ч. 3 ст. 148 УПК).
Решение об
отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением
прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного
следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных
прокурором нарушений уголовного законодательства может быть принято только с
согласия руководителя следственного органа. В описательной части этого
постановления должны быть приведены аргументы, подтверждающие вывод о наличии
одного из обстоятельств, исключающих производство по делу. В резолютивной части
формулируется решение об отказе в возбуждении уголовного дела и указывается
порядок его обжалования. Копия этого постановления в течение 24 часов с момента
его вынесения направляется заявителю и прокурору.
6.Обжалование
постановлений о возбуждении и об отказе в возбуждении уголовного дела. Порядок
отмены данных постановлений и его оформление.
Отказ в
возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю
следственного органа или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК.
Признав
постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного
дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет
соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями,
устанавливая срок их исполнения. Признав отказ руководителя следственного
органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или
необоснованным, прокурор в срок не позднее пяти суток с момента получения
материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в
возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с
изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке,
которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю
следственного органа. Признав отказ руководителя следственного органа,
следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным,
соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное
дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими
указаниями, устанавливая срок их исполнения (ч. 6 ст. 148 УПК).
Постановления
органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об
отказе в возбуждении уголовного дела могут быть обжалованы в районный суд по
месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.
Жалоба
может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или
представителем непосредственно либо через дознавателя, начальника подразделения
дознания, начальника органа дознания, орган дознания, следователя, руководителя
следственного органа или прокурора.
Судья проверяет законность и
обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, начальника
подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания,
следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в
судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного
представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц,
чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием)
или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя
следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени
рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не
является препятствием для рассмотрения жалобы судом.
По результатам рассмотрения жалобы судья
выносит одно из следующих постановлений:
1) о признании решения соответствующего
должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить
допущенное нарушение;
2) об оставлении жалобы без
удовлетворения.
Копии постановления судьи направляются
заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.
Процессуальные
документы, принимаемые на данной стадии:
1.
Протокол
явки с повинной
2.
Рапорт
об обнаружении признаков преступления
3.
Постановление
о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для
решения вопроса об уголовном преследовании.
4.
Постановление
об отказе в возбуждении уголовного дела.
5.
Постановление
о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству
6.
Постановление
о возбуждении уголовного дела и направлении его к прокурору для определения
подследственности.
Саидов Магомед 2БО , очень интересная лекция))
ОтветитьУдалитьПознавательно
ОтветитьУдалитьГаджиев А.С 1 ПО
ОтветитьУдалитьИсаева З. З. 2 бо
ОтветитьУдалитьРизванов Рамазан Султанахмедович 4 к 2 группа ОЗО ПО
ОтветитьУдалить