Тема 2. Процессуальные документы на стадии возбуждения уголовного дела и стадии предварительного расследования (лекция)


1.            Поводы к возбуждению уголовного дела.
Статья 140 УПК РФ предусматривает, что поводами для возбуждения уголовного дела служат:
1) заявление о преступлении;
2) явка с повинной;
3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Заявление о преступлении - наиболее распространённый повод к возбуждению уголовного дела. В соответствии со ст. 141 УПК заявление о преступлении может быть устным или письменным. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем. Анонимные заявления о преступлении не могут служить поводами к возбуждению уголовных дел (ч. 7 ст. 141 УПК). Такие заявления не регистрируются, а подлежат уничтожению.
Каких-либо дополнительных требований по содержанию и структуре письменного заявления действующий уголовно-процессуальный закон не устанавливает. Неполнота сообщаемых в заявлении данных не может служить основанием для отказа в его принятии, по общему правилу недостающие сведения могут быть получены средствами их последующей проверки. Более того, уголовно-процессуальный закон предусматривает возможность обжалования прокурору или в суд отказа в приёме сообщения о преступлении (ч. 5 ст. 144). Это условие служит важной гарантией прав граждан на защиту от преступных посягательств.
Заявление о явке с повинной - добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном частью третьей статьи 141 УПК РФ.
Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, помимо явки с повинной и заявления о преступлении, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.
Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании выступает в качестве повода для возбуждения уголовного дела в случаях выявления прокурором деяний, содержащих признаки преступления, в ходе работы с обращениями, заявлениями, жалобами граждан, проведения прокурорских проверок исполнения законов, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, в других направлениях прокурорско-надзорной деятельности. Значение данного повода заключается, во-первых, в придании постановлению прокурора общего значения самостоятельного повода для возбуждения уголовного дела, во-вторых, в придании ему по отдельным вопросам особого значения, выделяющего его среди других поводов.
Это постановление порождает уголовно-процессуальные отношения, с момента его появления начинается уголовно-процессуальная деятельность по разрешению вопроса о возбуждении уголовного дела, с этого же момента исчисляются сроки принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом.
Особое значение постановления прокурора в качестве повода дня возбуждения уголовного дела выражается в дополнительных гарантиях обоснованности принятия решения при отказе в возбуждении уголовного дела по этому поводу. В соответствии с ч. 1.1 ст. 148 УПК РФ решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенное на основании п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, может быть принято только с согласия руководителя следственного органа. Следовательно, если по иным поводам при отсутствии основания для возбуждения уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания или дознаватель выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела самостоятельно, то по данному поводу следователю требуется согласие руководителя следственного органа.
2.            Оформление явки с повинной и устного заявления о преступлении.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 140 УПК РФ явка с повинной признается поводом для возбуждения уголовного дела. Явка с повинной представляет собой добровольное, обращенное к дознавателю, следователю, прокурору, заявление лица о совершенном им уголовно наказуемом деянии (ст. 142 УПК РФ). Оно может быть сделано как в письменном, так и в устном виде.
С повинной может явиться лишь физическое лицо. В случае поступления в компетентный орган устного заявления о явке с повинной, устанавливается личность явившегося и составляется протокол явки с повинной. Личность явившегося с повинной (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, работы или учебы) устанавливается и в случае его обращения с письменным заявлением. Протокол явки с повинной составляется также тогда, когда устное заявление о явке с повинной сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства.
Протокол явки с повинной - это уголовно - процессуальный документ, в котором фиксируется устное заявление о явке с повинной (содержащаяся в заявлении информация).
В протоколе явки с повинной должно отражаться:
1)    должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
2)    ссылка на статью УПК РФ, в соответствии с которой протокол составлен;
3)    время (день, час, минуты) и орган, которому поступило заявление о явке с повинной;
4)    анкетные данные явившегося с повинной: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, работы или учебы;
5)    номер и серия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность явившегося с повинной, кем и когда предъявленный явившимся с повинной документ был выдан;
6)    подробное изложение события, о котором он сообщает: когда, где, что явившимся с повинной сделано и каковы, по его мнению, наступившие последствия.
По общему правилу лицо, явившееся с повинной, не предупреждается о предусмотренной ст. 306 УК РФ уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Так должны обстоять дела тогда, когда явившийся с повинной рассказывает о своих действиях или бездействии. Если же в заявлении о явке с повинной лицо сообщает о действиях (бездействии) соучастников или иных лиц, без которых невозможно описать событие совершенного им самим преступления, явившийся с повинной должен быть предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос о совершении преступления другими (не им лично) людьми. Если явившийся с повинной в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол явки с повинной, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания лицом, явившимся с повинной. Последним ставит свою подпись в конце протокола явки с повинной лицо, составившее протокол.
3.            Обнаружение признаков преступления работниками правоохранительных органов.
Рапорт как повод к возбуждению уголовного дела - это официальное письменное сообщение должностного лица правоохранительного органа об обнаружении им признаков преступления (ст.143 УПК).
Рапорт как повод к возбуждению уголовного дела возникает тогда, когда нет ни заявления, ни явки с повинной, а признаки преступления все же попали в поле зрения правоохранительных органов, которые обязаны выявить преступление и изобличать виновных. Поэтому рапорт является универсальным поводом для возбуждения уголовного дела, оформляющим сообщения из так называемых иных источников (п.3 ч.1 ст.140).
Рапорт об обнаружении признаков преступления составляют сотрудники правоохранительных органов, в том числе сотрудники оперативно-розыскных подразделений, иных органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры. Рапорт адресуется начальнику следственного отдела или органа дознания.
В рапорте указывается:
1.            на чье имя подается,
2.            источник информации о преступлении,
3.            обстоятельства совершенного деяния,
4.            кем получено сообщение о преступлении,
5.            подпись подающего рапорт,
6.            дата подачи рапорта.
Рапорт без указания конкретного источника информации о преступлении не является допустимым доказательством (ч.1 ст.75). Вместе с тем, если точные сведения об источнике составляют государственную тайну, то в рапорте они приводиться не могут. Например, если о преступлении стало известно от лиц, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, то при отсутствии их письменного соглашения в рапорте сведения о таких лицах не указываются (п.4 ст.5 Закона РФ "О государственной тайне" от 21.07.93г.; ч.1 ст.12 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95г.). Когда источник оперативно-розыскной информации в силу этой причины не назван, рапорт может рассматриваться как повод к возбуждению уголовного дела (п.3 ч.1 ст.140), но не может быть доказательством.
Для того чтобы рапорт был поводом к возбуждению уголовного дела, необходимо, чтобы первоначальное сообщение, полученное составившим рапорт лицом, не имело признаков заявления о преступлении или явки с повинной. Такой рапорт об обнаружении признаков преступления может быть основан на первоначальных сообщениях, полученных:
- от лиц, оказывающих содействие оперативно-розыскным органам на конфиденциальной основе;
- от иных подразделений самих правоохранительных органов: паспортных служб - об утрате паспортов при обстоятельствах, вызывающих подозрение об их хищении; работников дорожно-патрульной службы - о дорожно-транспортном происшествии и др.;
- из материалов, специально не направлявшихся в правоохранительные органы, но пришедших другим путем. Это может быть массовая информация: статьи, заметки, письма граждан, опубликованные в печати; информация, распространенная по телевидению, радио, в Интернете и др.
При обнаружении признаков преступления рапорт может быть составлен и направлен в соответствующий орган расследования немедленно. С момента подачи рапорта начинает исчисляться срок предварительной проверки сообщения о преступлениях (ч.1 ст.144).
4. Сроки  проверки  сообщения  о  преступлении  и  их  продление.  Обоснование  необходимости продления срока проверки.
Основные  правила  исчисления,  соблюдения,  продления  и  восстановления процессуальных сроков в уголовном судопроизводстве закреплены в ст.ст. 128, 130 УПК РФ. Рассмотрение  сообщения  о  преступлении  производится  в  порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ. По общему правилу согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь,  руководитель  следственного  органа  обязаны  принять,  проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Таким  образом,  срок  проверки  сообщения  о  преступлении  в  уголовном  процессе – это установленное законом время для совершения процессуальных действий и принятия процессуальных решений, предусмотренных УПК РФ, с целью проверки поступившего сообщения на наличие или отсутствие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Согласно ч. 2 ст. 128 УПК РФ срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток, т.е. в полночь  (24 часа 00 минут) последних суток.
Лишь «при исчислении  срока  месяцами  не  принимаются  во  внимание  тот  час  и  те  сутки, которыми начинается течение срока, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ», – определяет ч. 1 ст. 128 УПК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 128 УПК РФ в случае, если день, на который выпадает окончание срока рассмотрения сообщения о преступлении  является нерабочим, то окончание  срока, т.е.  последним  днем  срока,  считается  первый  следующий  за нерабочим рабочий день. Исключение  составляет лишь исчисление сроков при домашнем  аресте,  задержании,  содержании  под  стражей  и  нахождении  в медицинском или психиатрическом стационаре.
Согласно ч. 3 ст. 144 УПК РФ трехсуточный срок рассмотрения сообщения о преступлении  может  быть  продлен  до 10  суток. Такое  продление  следует рассматривать  как исключительное  средство,  поэтому  при  принятии  решения  о продлении срока предварительной проверки руководитель следственного органа, начальник органа дознания должны тщательным образом проанализировать доводы следователя, дознавателя, органа дознания о невозможности принять решение в более короткие сроки.
Продление  производится  по  письменному  мотивированному  ходатайству следователя, дознавателя или  органа  дознания соответственно  руководителем следственного органа(вышестоящим для них начальником следственного органа) или начальником органа дознания. При этом использованные 3 суток включаются в продленный срок.
В  УПК РФ  не  предусмотрен также  срок,  в течение  которого руководитель следственного  органа,  начальник  органа  дознания  и  прокурор  разрешают ходатайство следователя, дознавателя о продлении срока рассмотрения сообщения о преступлении. Представляется, в данном случае должен применяться общий срок разрешения ходатайств – непосредственно после его заявления (ст. 121 УПК РФ).
Максимальный срок для проведения проверочных действий по сообщению о преступлении составляет 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ). Продление срока от 10 до 30  суток  в настоящее  время может  иметь  место как  при  необходимости производства  документальных  проверок  и  ревизий,  так  и  при необходимости производства судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий. 
При этом использованные 10 суток включаются в продленный срок, который истекает в 24 часа последних суток. Продление до 30 суток производится по письменному ходатайству следователя  руководителем следственного органа или по ходатайству дознавателя прокурором с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления. Генеральный прокурор Российской Федерации требует продлевать срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток по ходатайству дознавателя только при наличии оснований, предусмотренных ч.  3  ст.  144  УПК  РФ,  с  обязательным  выяснением  конкретных,  фактических обстоятельств, послуживших основанием для продления сроков проверки (п. 1.7 Приказа от 5 сентября 2011 г. No 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением  законов  при  приеме,  регистрации  и  разрешении  сообщений  о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»)
Дальнейшее  продление  сроков,  отведенных  на  проверку  сообщения  о преступлении, не допускается.
5. Решения, принимаемые по итогам проверки. Оформление возбуждения уголовного дела  и  отказа  в  возбуждении  уголовного  дела.  Изложение  оснований  для  принятия решения.
В ч. 1 ст. 145 УПК РФ говорится, что по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:
1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20.
Последнее решение не является завершающим для данного этапа процесса; оно принимается тогда, когда орган, к которому поступило заявление или сообщение, не компетентен возбудить или отказать в возбуждении уголовного дела. В случае поступления заявления о преступлении, которое неподследственно (ст. 151 УПК) соответствующим участникам уголовного судопроизводства, обладающим правом возбуждать уголовное дело, заявление передается должностным лицам, которые имеют право на возбуждение либо на отказ от возбуждения уголовного дела, а заявление по делам частного обвинения - мировому судье. Однако при вынесении такого решения орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК).
О возбуждении уголовного дела орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах своей компетенции принимают соответствующее решение, о чем выносится постановление, которое состоит из трех частей: вводной, описательной (описательно-мотивировочной) и резолютивной. Во вводной части указывается дата, время и место вынесения постановления, кем оно вынесено. В описательной (описательно-мотивировочной) части излагаются повод и основание для возбуждения дела. В резолютивной части содержится решение о возбуждении уголовного дела, а также указывается пункт, часть, статья УК, на основании которых возбуждается уголовное дело.
Если расследовать преступление будет, то же лицо, которое приняло решение о возбуждении уголовного дела, выносится единое постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству. В остальных случаях в резолютивной части постановления нужно сделать отметку о том, что уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности (ч. 3 ст. 146 УПК).
Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела в соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК должна незамедлительно направляться прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случаях производства отдельных следственных действий по закреплению преступления и установлению лица, его совершившего (как уже отмечалось, такими действиями могут быть осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), - соответствующие протоколы и постановления.
В случае если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О решении прокурора руководитель следственного органа, следователь или дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.
Согласно ст. 148 УПК руководитель следственного органа, следователь, или орган дознания или дознаватель выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела при отсутствии основания для его возбуждения
В соответствии с ч. 2 ст. 148 УПК при вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении. Если о совершении преступления было сообщено средством массовой информации, но это сообщение при проверке не подтвердилось, сведения об отказе в возбуждении уголовного дела подлежат обязательному опубликованию (ч. 3 ст. 148 УПК).
Решение об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства может быть принято только с согласия руководителя следственного органа. В описательной части этого постановления должны быть приведены аргументы, подтверждающие вывод о наличии одного из обстоятельств, исключающих производство по делу. В резолютивной части формулируется решение об отказе в возбуждении уголовного дела и указывается порядок его обжалования. Копия этого постановления в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. 
6.Обжалование постановлений о возбуждении и об отказе в возбуждении уголовного дела. Порядок отмены данных постановлений и его оформление.
Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК.
Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее пяти суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, соответствующий руководитель следственного органа отменяет его и возбуждает уголовное дело либо направляет материалы для дополнительной проверки со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения (ч. 6 ст. 148 УПК).
Постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.
Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, орган дознания, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.
Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, законного представителя или представителя, если они участвуют в уголовном деле, иных лиц, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы и не настаивающих на ее рассмотрении с их участием, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. 
По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:
1) о признании решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;
2) об оставлении жалобы без удовлетворения.
Копии постановления судьи направляются заявителю, прокурору и руководителю следственного органа.
Процессуальные документы, принимаемые на данной стадии:
1.            Протокол явки с повинной
2.            Рапорт об обнаружении признаков преступления
3.            Постановление о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
4.            Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
5.            Постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству
6.            Постановление о возбуждении уголовного дела и направлении его к прокурору для определения подследственности.


Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Тема 1. Понятие процессуального документа. Процессуальные документы как доказательства в уголовном деле (лекция)

Практическое занятие по составлению процессуальных документов